Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия закреплены статьей 28 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Конкретные права и обязанности заявителя и органа по сертификации установлены в договоре.
Правила, определяющие порядок взаимодействия заявителя и органа по сертификации после завершения процедуры подтверждения соответствия, включают действия заявителя по контролю за объектом подтверждения соответствия и соблюдению требований, на соответствие которым проводилась сертификация.
Заявитель вправе:
- выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции или услуг (работ);
- обращаться для осуществления сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию или услугу(работу), которую заявитель намеревается сертифицировать;
- обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- использовать техническую документацию для подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов;
- получать в органе по сертификации, выдавшем ему сертификат соответствия, документы и материалы, которые подтверждают результаты сертификации и условия и срок предоставления которых определяются договором по сертификации.
Заявитель обязан:
- выполнять установленные требования к объектам подтверждения соответствия, прошедшим сертификацию, а также требований к проведению работ по сертификации;
- принимать необходимые меры по контролю выполнения установленных требований к объектам подтверждения соответствия, рассмотрению жалоб;
- предоставлять в целях проведения работ по подтверждению соответствия копии документов по сертификации в соответствии с требованиями схем сертификации;
- выполнять установленные требования, требования органа по сертификации или схем сертификации в отношении использования знаков соответствия, ссылок на сертификацию продукции или услуги (работы) в средствах массовой информации;
- осуществлять регистрацию всех жалоб, доведенных до сведения заявителя и касающихся выполнения требований к объектам подтверждения соответствия, в том числе установленные схемами сертификации, и предоставления их органу по сертификации по его запросу;
- принимать соответствующие меры в отношении таких жалоб и любых недостатков, обнаруженных в объектах подтверждения соответствия, которые влияют на соответствие требованиям к объектам подтверждения соответствия, в том числе установленные схемами сертификации, документировать предпринятые действия;
- информировать орган по сертификации об изменениях, которые могут повлиять на выполнение требований к объектам подтверждения соответствия, в том числе установленные схемами сертификации.
В свою очередь орган по сертификации:
- не является проектировщиком, изготовителем, установщиком, продавцом, оператором или приобретателем, в том числе потребителем продукции (работ, услуг), подлежащих сертификации в соответствии с областью аккредитации ОС;
- не предлагает и не предоставляет консультационные услуги заявителям на проведение работ по сертификации;
- не предлагает и не предоставляет консультационные услуги по системам менеджмента или услуги по проведению внутренних проверок заявителям на проведение работ по сертификации в случаях, когда схема сертификации требует оценки системы менеджмента.